Восстановление речи после инсульта у пожилых

Восстановление речи у пожилых

Просмотров: 1114

Нарушение речи – частая проблема у людей, перенесших инсульт. Больной может не выговаривать слова или отдельные звуки, неправильно сочетать слова между собой, делать речевые ошибки или вовсе не воспринимать речь правильно. Все эти и подобные речевые проблемы называют афазией.

Симптомы афазии

  • Человеку трудно называть обычные предметы.
  • Он использует слова в неправильном порядке.
  • Применяет одно слово или слог во всех ситуациях общения.
  • Путает похожие друг на друга звуки.
  • Составляет грамматически неверные фразы. (Вместо: «Человек вышел из комнаты» «Комната человек вышел»).
  • Применяет нецензурные слова.
  • Не понимает речи других людей.

Голос больного может стать гнусавым, речь – неразборчивой. Иногда речевые нарушения длятся некоторое время, а затем речь восстанавливается сама через несколько недель. Но чаще требуется грамотная диагностика и долгосрочная помощь специалистов.

Диагностика и виды афазии

Диагностировать афазию можно у логопедов-афазиологов и нейропсихологов. Человек проходит комплексные тесты, ему дают различные задания на применение языка. Обычно ему нужно повторить услышанные слова, описать несколько картинок, он общается со специалистом. Разработаны индивидуальные тесты с учетом культуры и менталитета разных людей.

В результате тестирования у человека диагностируют тот или иной тип афазии. В медицине существует несколько типов и классификаций речевых нарушений. Рассмотрим одну из популярных:

  • Моторная: человек может произносить отдельные звуки, но не слова, понимает речь других. В тяжелых случаях он совсем не может говорить.
  • Акустико-миестическая: человек не запоминает услышанную речь, не может повторить слова.
  • Сенсорная: больной слышит и говорит, но не понимает слов других. Может путать слова, забывать, как называются предметы.
  • Оптико-миестическая: человек не может назвать предметы, которые видит, своими именами, поэтому описывают их по функции, например: «то, чем чистят зубы».

Трудности с речью могут быть связаны с параличом лица, языка, рта. Речь может быть невнятной, слишком медленной или быстрой, аритимичной, с повышенным слюноотделением и т. д. С афазией у пациента могут наблюдаться усталость – физическая и психологическая; снижение концентрации внимания и памяти, проблемы с глотанием и т. д.

Реабилитация

В ходе диагностики специалист устанавливает нарушения у пациента. Исходя из этого, он подбирает подходящие упражнения и тренирует речь пациента. Это может быть совместное чтение коротких текстов, запись слов по буквам, называние предметов по карточкам и т. д.

Популярные упражнения, которые можно применять отдельно и в комплексе:

  • Разминка для губ. Проводить по губам языком в одну и в другую сторону.
  • Разминка языка. Напрячь язык, коснуться им верхнего неба, затем вернуться в исходное положение и расслабить. Далее можно сделать упражнение по улучшению подвижности языка: для этого его кончиком нужно тянуться сначала к носу, потом – к подбородку.
  • Пропевание гласных звуков. Произносить по отдельности каждый гласный звук, выговаривая его правильно, растягивая, пропевая.
  • Проговаривание шипящих. Отдельно произносить каждый шипящий, выдвигая язык вперед.
  • Пение. Петь с человеком его любимые песни.
  • Чтение по слогам. Занятия по учебникам для детей, где слова разделены на слоги, крупно написаны и иллюстрируются картинками.
  • Работа по карточкам. Называть предметы, изображенные на картинках. Когда больной сможет это делать, можно просить его описать детали рисунков.
  • Просмотр коротких роликов и фильмов с дальнейшим обсуждением увиденного. Выбирать то, что интересно пациенту.
  • Проговаривание фраз, предложений, скороговорок. Начинать можно с простых фраз, которые нужно говорить самому и повторять, при успехах – перейти к простым скороговоркам.

Цели, которые может ставить специалист в ходе лечения:

  • Восстановление простой речи, речевых конструкций;
  • Увеличение запаса слов;
  • Понимание речевых ситуаций;
  • Объяснение функций предметов;
  • Выполнение простых действий (взять чашку, поднять руку и т. д.);
  • Восстановление письменных навыков;
  • Увеличение слухо-речевой памяти (пересказы рассказов, увиденных фильмов, запоминание телефонных номеров и т. д.).

Другие методы лечения

В комплексе с упражнениями по развитию речи специалисты используют другие лечебные методики:

  • Прием лекарств. Назначают седативные средства, антидепрессанты, антикоагулянты, нейропротекторы, ноотропы;
  • Магнитотерапию;
  • Психотерапию;
  • Музыкотерапию;
  • Иглотерапию;
  • Фитотерапию;
  • Массаж языка и лица;
  • Дыхательную гимнастику;
  • Рефлексотерапию;
  • Миостимуляцию мышц.

Сколько времени займет лечение?

Скорость восстановления индивидуальна, зависит от состояния здоровья больного, степени повреждения мозга, объема кровоизлияния, типа и тяжести афазии, состояния иммунитета. На восстановление может уйти от нескольких недель до нескольких лет. В тяжелых случаях полного восстановления не удается добиться, так как часть мозга сильно повреждена.

Рекомендации для близких

Проблемы с речью у близкого человека могут пугать родственников своим проявлением. Больной может материться, никак не реагировать на близких, не понимать того, что ему говорят. Чтобы не пугаться всего этого и вести себя правильно, родственникам нужно разобраться в сути проблемы и адекватно помогать пострадавшему.

Что сделать в самом начале?

Проверьте, понимает ли человек вашу речь. Для этого задайте ему простой вопрос или попросите сделать простое действие: закрыть глаза, поднять руку, указать на окно и т. д. Если человек смотрит на вас, качает головой, говорит и делает любые действия кроме тех, что нужно, он не понимает вашу речь. В этом случае нужно сразу обращаться к нейропсихологу и логопеду-афазиологу. Если человек вас понимает, отправьтесь вместе на обследование к специалистам, и вам дадут список упражнений, которые можно делать дома самим. Не начинайте тренироваться без согласования со специалистами.

Обычно домашние упражнения просты: выполнение простых действий, чтение коротких текстов, проговаривание звуков и слов и т. д. Вовлекая человека в общение, поясняйте ему свои действия, рассказывайте, спрашивайте – пусть привыкает к живому здоровому общению не только на занятиях.

Можно играть в словесные настольные игры, читать детские стишки, разгадывать загадки, повторять слова по темам (например, дни недели). Эти простые интересные занятия могут быть эффективными в восстановлении речи.

О чем важно знать:
  • Афазия – это не психическое заболевание, даже если речь больного вызывает мысли об этом. Пациенты понимают других людей, как минимум, интонацию, поэтому нельзя общаться с больным грубо, повышать голос или показывать раздражение.
  • Мышление при афазии в чем-то нарушено, в чем-то – нет. При проблемах речи нарушается также и память. За исключением тяжелых форм больной человек все понимает, узнает близких, запоминает новых людей, у него сохраняются все ранее полученные знания о мире и навыки.
  • Не стоит пугаться матов. Выражаться матерными словами после инсульта могут даже интеллигентные и воспитанные люди. Так происходит потому, что нецензурная речь находится глубоко в памяти, у нее древние корни. Если человек теряет речевые способности, он пытается выразиться с помощью тех слов, которые у него в глубинной памяти.
  • С родственником нужно общаться, вовлекать его в разговор, даже если в первое время он будет оставаться равнодушным и безучастным. На фоне перенесенного инсульта у пациентов может развиться депрессия, из-за чего люди не хотят общаться. Но делать это нужно, потому что речь восстанавливается только в процессе общения. Не будет общения – не будет шансов на восстановление. Можно включать любимые фильмы или радиостанции пациента, предлагать подпевать любимой музыке, хотя бы мычанием. Любое вовлечение в общение будет полезно. Нужно продолжать занятия, даже если сначала ничего не получается.
  • Не перебивайте больного, когда он говорит, даже если долго. Не договаривайте за него фразы – пусть он проговаривает сам.
  • Говорить с больным короткими и понятными словами и предложениями, медленно, с повторами, дополнительными жестами и картинками. Не говорить слишком тихо или громко, длинными словами и фразами. Человек должен понимать вас и видеть доброжелательный настрой в общении.
  • Заниматься лучше в отдельной тихой комнате, без большого количества знакомых и лишнего шума. Если помощников несколько, лучше заниматься с каждым отдельно: сегодня с одним, завтра – с другим и т. д.
  • При занятиях ориентироваться на состояние больного: если он плохо себя чувствует или устал, то занятие пора заканчивать, даже если оно было совсем недолгим. Не нужно заниматься определенное количество времени, главное – способность пациента к занятиям. Если появляются ошибки, речь стала нечеткой, а ответы – неверными, пора отдохнуть.

Не нужно «учить» пациента повторять одни и те же слова много раз, если человек не понимает их смысла. Это все равно что учить иностранный язык на слух, не зная перевода слов. Не стоит обучать по детской азбуке, начиная с букв, затем переходя к слогам и словам. У больных после инсульта восстановление происходит несколько иначе, лучше сразу читать короткие слова по слогам.

Каждое занятие нужно заканчивать позитивно – легким заданием или повторением того, что уже получилось. Хвалите подопечного, будьте к нему доброжелательны – все это создаст благоприятный настрой, который улучшит реабилитацию в целом.